Поиск по сайту

Федор Лугинин: Мифы и правда о городских округах

Категория — Партийная хроника
Опубликовано 8 октября 2018

В правительстве Кировской области создана рабочая группа с целью проработки вопросов о преобразовании ряда муниципальных районов в городские округа. Ее возглавили заместитель губернатора Андрей Плитко и министр внутренней и информационной политики Николай Коев.

Созданию рабочей группы предшествовала активная агитационно-пропагандистская кампания, организованная сотрудниками того же министерства, в результате которой, по словам организаторов, главы пяти районов выступили с инициативой объединения сельских поселений в единое "городское" целое. Большинство из них и сегодня продолжает выступать от имени населения, несмотря на то, что ни публичные слушания, ни сельские сходы ни тем более референдумы, по большому счету, нигде не проводились. Своим мнением о предстоящей административно-территориальной реформе делится председатель Совета Кировского регионального отделения партии "РОДИНА" Федор Лугинин.

- Федор Васильевич, буквально на днях депутаты районных дум, Богородской и Санчурской, выразили диаметрально противоположное отношение к созданию городских округов на своих сельских территориях. В Богородском районе проголосовали "против", в Санчурском – "за". Почему так, как Вы думаете?

- Начнем с того, что, скорее всего, и богородчане вынуждены будут поменять свое решение, так как перед руководством района в лице его главы Василия Ситникова поставлена четкая задача - любым способом продавить данный вопрос. Очевидно, состоится еще одно заседание Думы, где уже соберутся не 9 из 15 депутатов, а больше, так и наберут необходимые 8 голосов "для принятия положительного решения". Что же касается Санчурска, то никаким общественным мнением там и пахнет, наоборот, оттуда, как и из Орлова, продолжают поступать тревожные сигналы. Люди находятся в полном неведении, что, почему и зачем делается. Как лидеру политической партии, эти вопросы задают мне лично и по телефону. И я вынужден отвечать, что руководство муниципальных образований выступает от их имени и по согласованию с областной властью.

- А лично Вы выезжали на места, встречались, разговаривали с людьми? Что думают в деревнях и селах об инициативе районных глав и насаждаемой сверху реформе?

- О какой инициативе с мест Вы говорите, если главы районов и, тем более, депутаты сами толком не понимают, о чем идет речь? Чистой воды миф! Об этом мне говорили и в Богородском, и в Котельничском, и в Унинском, и в Куменском, и в том же Санчурском, и других районах. Цитируя главных организаторов и «убежденных» подвижников идеи объединения министра информполитики Николая Коева, его зама Андрея Лучинина и иже с ними председателя Ассоциации муниципальных образований области Татьяну Телицину, все, как в дурмане, твердят об одном и том же: об экономии и последующей консолидации бюджетных средств в «одних руках», сокращении управленческого аппарата и депутатского корпуса, что, по словам действительных инициаторов реформы, непременно повысит уровень оперативности решения вопросов управления объединенной территорией, а также доступности и качества услуг. Абсурд! Все это мы уже проходили, подобные процессы оптимизации приводили лишь к разрухе и разорению.

- То есть данная тема для Вас не нова, и Вы глубоко убеждены в нецелесообразности преобразования сельских районов в городские округа?

- Сама по себе формулировка звучит диковато, не правда ли? Где – деревня, и где – город?! Поэтапное объединение поселений в единое целое, естественно, с ликвидацией всех органов управления на местах, в том числе и депутатского корпуса сельских и районных Дум, приведет к окончательному обнищанию населения и упадку жизнедеятельности. Кстати, об этом сегодня в открытую говорят областные депутаты, и не только от КПРФ и ЛДПР, но и единороссы.

Справедливости ради, развеем еще один миф. Лучинин, Телицина и вдохновленные ими главы в один голос восхищаются примером города Губаха Пермского края, где преобразования "уже прошли и принесли свой положительный эффект". Об это мне говорил, например, глава Богородского района Ситников. Но, позвольте, отличительной чертой Губахи является достаточно высокая степень концентрации хозяйства и населения на сравнительно небольшой территории, где промышленные и жилые зоны почти непрерывно сменяют друг друга на протяжении всего 25 километров вдоль оживленной автомагистрали и железной дороги. Там проживает более 35 тысяч человек, и только в городе – более 20 тысяч. Губаха – город шахтеров и химиков, где есть крупные промышленные предприятия, гидроэлектростанция и т.д. Разве его проблематика сопоставима с проблематикой Лебяжья, Уней, Богородского, как, впрочем, и Орлова, и Санчурска? При этом в администрации Губахинского городского округа числится около 120 специалистов, и почти 50 дополнительных вакансий остаются открытыми! Так и хочется спросить господ "организаторов" и "инициаторов" реформы, куда и зачем они ездили за бюджетные деньги? Кстати, в пяти километрах от Новой Губахи есть Старая Губаха, своего рода зона отчуждения или "город отчаявшихся и обманутых", как его называют пользователи сети. Некогда процветавший угольный центр обезлюдел в середине 90-х. Жизнь едва теплится и в депрессивном Кизеле и заброшенном поселке Юбилейный, что также входят в состав городского округа и находятся неподалеку от центра.

- Федор Васильевич, а не связана ли, на Ваш взгляд, новая волна оптимизации поселений с упорными слухами о слиянии Кировской области с какой-нибудь соседней – областью или республикой, о чем писали СМИ еще в период первого губернаторского срока Никиты Белых?

- Знаете, эти слухи и сегодня небеспочвенны. Экономика большинства приграничных районов уже давно не работает на область: лес, молоко, иное сырье уходит за ее пределы. Вопросы присоединения отдельных территорий к другим регионам обсуждаются в Яранске, Вятских Полянах, Советске, Афанасьево… Называется и основная причина - слабая экономика региона, который не может и уже вряд ли сможет существовать самостоятельно, и неэффективное управление. Помнится, в Интернете даже обсуждали, к кому выгоднее присоединиться: к Марий-Эл или Татарии. Я думаю, процессы внутренних "присоединений-объединений" можно с небольшой натяжкой отнести к общей концепции лишения региона статуса самостоятельной административно-территориальной единицы.

- Как Вы считаете, может ли общественность повлиять на ход развития событий, сказать свое реальное "да" или "нет" реформе, которую предлагает власть?

- В Кировской области все директивы сверху, как правило, реализуются, не мытьем, так катаньем. Население в общей массе пассивно. Как сказал один сельский депутат, мне, мол, что объединение, что разъединение, живу в своем доме, дрова есть на зиму, что еще надо… Потому у нас и явка на выборах стремится к нулю, потому и публичные слушания, и сходы по жизненно важным вопросам проходят при минимальном участии граждан. В свое время, 9 лет назад, я работал в Богородском районе, руководил партийной организацией ЕР, и мы пытались жестко воспрепятствовать самоуправству бывшего главы, который также выступал с инициативой по объединению всех сельских поселений в единое сельское поселение. Объявили ему выговор, потом он ушел со своего поста. А потом на его место пришел исполняющий обязанности и успешно завершил дело предшественника… В результате шесть сельских поселений были объединены в одно.

-… И что, жить лучше стали люди, богаче, счастливее?

- Не вижу повода для иронии… Лучше послушайте, что говорят сегодняшние главы оставшихся поселений, их прямая речь - в открытом доступе, на страницах районной печати. Не сомневаясь в неизбежности территориальной оптимизации, они развеивают еще один миф о счастливом будущем, которое сулят им областные чиновники. Так, глава Богородского городского поселения Николай Рылов напоминает, что объединение поселений мы уже проходили, но сэкономленных денег так и не увидели; и задается вопросом, не лишимся ли мы их снова? Согласен с ним и глава Ошланского сельского поселения Павел Медведев, предлагая максимально учесть опыт реорганизации сельских поселений, проанализировать все плюсы и минусы. И для него, как руководителя, финансовая составляющая имеет большое значение. Любую реформу можно провести в пользу жителей, а можно во вред, считает Медведев. Действительно – надо только узнать у самих жителей, что они обо всем этом думают.

В свое время мы досконально изучали общественное мнение. Встречались с главами сельских поселений, депутатами, простыми людьми. Не буду называть фамилии, но приведу их слова, прозвучавшие в местной прессе:

"Если в Богородском районе, в городском и сельских поселениях практически отсутствует реальный сектор экономики, то путь, получается, один - к оптимизации, объединению, укрупнению сельских поселений, районов? Но, в чем виноваты тысячи и тысячи сельских жителей, которые вдруг стали жить на «экономически неэффективной территории», в депрессивном регионе? Почему они должны прозябать в убогих социальных условиях, едва сводя концы с концами при нищенской заработной плате и сидя без работы, в то время как в нашей стране достаточно богатств - нефти, газа, золота и пр., чтобы везде люди жили достойно!";

"Вот сейчас снова поднимают тему объединения сельских поселений. А ведь ничего не выйдет из этого, эффекта не будет. Сократятся, скажем, управленческие должности. Экономически это, может, и выгодно, но для людей – большой вопрос… Власть должна быть ближе к народу, а тут территориальная отдаленность принесет только отрицательные проблемы. Помимо того, что масса народу потеряет рабочие места, до руководства будет не добраться, эффективность управления упадёт, школы окончательно опустеют, никому ненужные здания и сооружения развалятся";

"Целесообразность в объединении, может, и имеется, однозначно, слабым поселениям самостоятельность не нужна. Но крепкие-то еще могут побороться за свое место под солнцем! И, другой момент, кто принимает решение об объединении? Почему вся ответственность возложена на депутатов? Решение должно приниматься всенародно!";

"Власть должна работать на местах, ближе к народу. На селе все на виду и все рядом, многие вопросы можно решить оперативно, тем более пожилым людям, которым не всякий раз бывает с руки выбраться в райцентр".

Достаточно? С тех пор НИЧЕГО не изменилось. Как сказал один уважаемый депутат Законодательного Собрания области: "На месте главы района я никогда бы не взял такой грех на душу, кого потом люди проклинать будут?"

- Не потому ли в органах местного самоуправления наблюдается своего рода "кадровый голод"? Один за другим – добровольно или по принуждению – складывают полномочия главы районов, сельских поселений. Такое ощущение, что мы находимся на пороге тотального безвластия в пределах богатейшей ресурсами территории.

- Не хотелось бы делать поспешные выводы. Ясно одно, сегодня нет прямого четкого ответа, какова будет новая модель власти в случае осуществления реформы последней на местах. Но очевидно, без денег, без развития экономики ни одна ветвь власти на любом уровне не сможет исполнять свои задачи. Вернусь к Богородскому району, где уже несколько лет эффективно работает инвестор из Кумен – СПК "Красное Знамя" во главе с депутатом Заксобрания Владимиром Шулаевым. По сути – частник обрабатывает земли, производит сельхозпродукцию, строит фермы, жилье, за что получает бюджетные дотации. В Рождественском, Хорошах, Ошлани появились новые рабочие места, оживилась соцсфера. Села и деревни возрождаются! Не пора ли им возвращать территориальную самостоятельность, а не лишать перспективы? Ведь в недалеком будущем с ликвидацией Ошланского сельского поселения некому будет распределять на местах и без того скудные бюджетные средства.

И только из вышесказанного следует, что нам необходима не надуманная административно–территориальная реформа, а НОВАЯ программа поддержки малых сельских поселений по образу и подобию разработанных и действующих в соседних регионах. Вот, съездили наши главы в пермскую Губаху, о которой я уже говорил, вернулись окрыленные, а почему бы, собственно, не посетить соседние регионы – Марий-Эл, Чувашию, Мордовию, - где села и деревни процветают и развиваются и во многом благодаря грамотному взаимодействию муниципальной районной и поселковой властей? Или в Орловскую область, где данный проект «с успехом» провалился, и были определены иные ориентиры на развитие экономики?!

- И все-таки, в заключение, есть надежда на то, что рабочая группа во главе с заместителем губернатора Плитко отнесется к проработке вопросов непредвзято, учтет рекомендации оппонентов?

- Андрей Геннадьевич – профессионал высшей категории, насколько я знаю, для него характерно глубоко вникать в суть вопроса и контролировать ситуацию. Примерно в один и тот же период мы работали помощниками членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, но, к сожалению, не пересекались. Однако у нас остались общие знакомые в Софеде, например, в экспертно-консультативном совете при комитете по бюджету, которые придерживаются достаточно высокого мнения о профессионализме господина Плитко. Поэтому, вполне возможно, политика манипулирования общественным мнением, которую практикует ведомство Николая Коева, не оправдает ожиданий реформаторов, на сегодня постоянно находящихся в поле зрения заместителя председателя правительства области. Поживем – увидим.

По материалам пресс-службы КРО ВВП "РОДИНА"

Сахалинская область (выбран сейчас)
Россия
Россия Алтайский край Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Кабардино-Балкарская Республика Калининградская область Калужская область Камчатский край Карачаево-Черкесская Республика Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Магаданская область Москва Московская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Калмыкия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия - Алания Республика Татарстан Республика Хакасия Ростовская область Рязанская область Самарская область Сахалинская область Свердловская область Севастополь Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Удмуртская Республика Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Чувашская Республика Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область
Регистрация на сайте
Введите рабочий e-mail адрес так как вам прийдется подтвердить регистрацию.
Минимальная длина пароля - 6 символов. Максимальная - 12 символов.
Укажите пожалуйста реальные имя и фамилию.
Любое слово, например Ivan, Patriot, Наблюдатель и т.п.
Дата рождения
Мы гарантируем, Ваши персональные данные не будут передаваться третьим лицам.
Вход через социальные сети
Авторизация
Сообщить об ошибке
Восстановление пароля
Введите e-mail адрес указанный при регистрации, на него мы вышлем новый пароль.